Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры сельской местности как элемента качества жизни населения
Марина Геннадьевна Полухина
Аннотация
Проанализирована дорожно-транспортная инфраструктура Орловской области на федеральном и региональном уровнях по таким показателям, как протяженность, плотность, техническое состояние и доступность для населения автомобильных дорог местного значения, а также автобусного сообщения. Приведено сравнение с мировыми показателями за аналогичный период (2005 – 2015 гг.). Также проанализированы объем выделенных субсидий на софинансирование расходов субъектов РФ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и их плотность; доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям; численность погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий; сельские населенные пункты, не имеющие связи по дорогам с твердым покрытием, с сетью дорог общего пользования региона; доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) сообщения с административным центром муниципального района, в общей численности муниципального района. На примере Орловской области представлен стратегический SWOT-анализ развития транспортной инфраструктуры, а также предложены направления дальнейшего стратегического развития данного направления. Рассмотрены результаты господдержки в виде софинансирования расходов субъектов РФ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием. Показано, что во всех регионах Центрального федерального округа, в том числе и Орловской области, существуют схожие проблемы развития дорожно-транспортной инфраструктуры сельских территорий. Наиболее остро стоит проблема строительства проселочных дорог, приближенных по комфортности к дорогам регионального значения, что требует эффективной реализации действующих программ развития села.
Ключевые слова
экономика; сельские территории; государственная поддержка; софинансирование; устойчивое развитие; автомобильные дороги; транспортная инфраструктура; программа развития
http://www.mintrans.ru/activity/transport_of_russian/2485. Дата обращения 13.03.2017 г.
Распоряжение Правительства РФ о распределении субсидий, представляемых в 2016 г. из федерального бюджета субъектам РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» от 21 апреля 2016 г. № 741-р.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» от 15.07.2013 г. № 598.
Постановление Правительства РФи об утверждении федеральной целевой программы «Развития транспортной системы России (2010 – 2020), подпрограмма «Автомобильные дороги» от 5 декабря 2001 г. № 848.
Россия и страны мира. 2016. Стат. сб. — М.: Росстат, 2016. С. 266.
Российский статистический ежегодник. 2015. Стат. сб. — М.: Росстат, 2015. С. 452.
О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 г. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. Вып. 3. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. С. 249 – 251.
Богачев А. И., Полухина М. Г., Панарина В. И. и др. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий. — Орел: Орловский ГАУ им. Н. В. Парахина, 2016. С. 69.
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.